Отличие газового крана от водяного

Отличие газового крана от водяного

Отличие газового крана от водяного
0
1 730 просмотров

отличие газового крана от водяного

Как отличить газовый кран от водяного

Шаровой кран один из самых «известных» представителей инженерных систем. На нашем сайте мы ранее рассказывали на что стоит обратить внимание при выборе шарового крана. Но этот лайфхак предназначается для шаровых кранов для воды. Почему только для газовых спросите Вы? А все потому, что газовые и водяные краны с затвором в виде шара отличаются. А чем именно – читайте далее.

Различия этих двух типов шаровых кранов не заканчиваются лишь на цвете бабочки. Напомним, что для газовой арматуры специальным является желтый цвет. Будь то кран, шланг или другой вид арматуры. Главное расхождение находится в конструкции изделий. А точнее – в дизайне узла уплотнения штока.

Большинство шаровых кранов для воды на рынке Украины имеет ремонтопригодный тип узла штока. Который комплектуется тефлоновым уплотнением и поджимной гайкой из латуни. Теперь немного отойдем в сторону физики.

Тефлон PTFE обладает множеством положительных качеств, и именно поэтому он так распространён как материал в сантехнике. Но для газовой среды он не подходит. Так как не может на % препятствовать проникновению газа через себя.

Поэтому в газовых шаровых кранах применяется шток c O-ring уплотнителями из витона FPM. Именно последний полностью защищает от прохождения газа.Витон более дорогостоящий материал. И настоящие газовые краны дороже от обычных. Для удешевления своей продукции некоторые недобросовестные компании придумали уловку. Они на водяной кран вместо красной бабочки одевают желтую – и все. Газовый шаровой кран готов! Но мы то уже знаем, что это не так. Проверку на правильность легко сделать. Для этого необходимо просто заглянуть под бабочку крана. И если Вы там увидите шестигранник поджимной гайки – знайте, это кран для воды.

Кроме главного признака есть и другие. Например, длина корпуса. У кранов для газа, корпус длиннее. И имеет на витка резьбы больше.

Одно из требований предъявляемых к газовым кранам есть то, что они должны иметь возможность фиксировать свое положение. То есть, оставаться в положении, полностью открытом или закрытом. Для фиксирования положения на корпусе крана или бабочки имеет отверстие для опломбировки. На обычном водяном кране с большой долей вероятности, такое отверстие Вы не найдете.

Вернуться к списку

Источник

Замена шарового крана под давлением

отличие газового крана от водяного

Чем газовый кран отличается от обычного шарового?

Отличие газового крана от водяного

 

Устройство и особенности шарового крана для газа

Шаровый кран для газа

Кран для бытового газа может использоваться для внутренних систем и для наружных магистралей, чаще всего применяют элементы с диаметром от 2 до 12 дюймов. Шаровые механизмы необходимы для полного перекрывания или открытия газового потока, их главная особенность заключается в запорной конструкции. Она имеет форму шара со специальным сквозным отверстием, которое соответствует диаметру трубопровода. При необходимости перекрыть подачу топлива кран поворачивают на 90 градусов так, чтобы он был расположен перпендикулярно трубе.

Процесс управления деталью осуществляется с помощью рычага, дополненного герметичными кольцами. У шаровых кранов много преимуществ, в их числе хорошая герметичность и высокие изоляционные свойства. Современные краны имеют небольшой вес за счет применения специальных металлов и сплавов, отличаются повышенной надежностью и могут эксплуатироваться на протяжении 10 лет без возникновения неисправностей.

Прототипы шарового крана

Пробковый кран был известен еще древним египтянам. Простые и надежные, эти устройства применяются и в настоящее время. Вспомним наиболее известные варианты их применения:

  1. Самоварный. Тот самый, с помощью которого всегда разливали чай из самоваров, как самых древних, так и современных электрических.
  2. Банный. КрБ – до настоящего времени используется в моечных отделениях общественных бань, за что и получил свое официальное название.
  3. Газовый. Знаком всем, кто пользуется газовой плитой, водонагревательной колонкой или отопительным котлом, работающими на природном газе.

Как устроен пробковый кран

Самым простым устройством отличается самоварный вариант. Составных частей две: корпус и конус – пробка с прямоугольным вырезом и несъемной ручкой. Корпус повторяет форму пробки и имеет те же внутренние размеры. Поворотом пробки на 90 градусов прорезь пробки устанавливается по оси изделия, открывая проход для воды. Перекрывается поток, поворотом пробки на 90 градусов в обратную сторону. Положение неотъемной ручки указывает положение «Открыто», если она располагается параллельно оси «носика», и «закрыто», если ручка становится перпендикулярно оси запорной арматуры. В этой части пробковые и шаровые устройства весьма похожи. Разница в запорном органе: конус в пробковом, и сфера в шаровом устройстве. Разница видна, когда речь идет об уплотнении между запорным устройством и корпусом изделия.

Для предотвращения утечек, выполненные из мягкой латуни или меди пробки притирались к корпусам до полного устранения зазора, многократными прокручиваниями в посадке. Газовые и банные модели устроены сложнее, поскольку работают под давлением, а в случае с газовым вариантом, малейшая утечка рабочей среды станет причиной взрыва и пожара. Эти модели имеют закрытое днище, сальник с крышкой на резьбе. В шаровых запирающих устройствах притирание не поможет. Здесь применяются полимерные уплотнения сферической формы.

Виды газовых кранов

Устройство шарового крана

Существуют различные краны шаровые для бытового газа, отличающиеся друг от друга по конструкции и внешнему виду. Все изделия состоят из стандартного набора деталей:

  • корпусная часть из стали, латуни или никеля;
  • отрезок для подсоединения трубы;
  • горловая часть для штока;
  • соединительный шток, обеспечивающий связь между подвижным механизмом и рукояткой;
  • запорный шар для перекрывания газа.

Дополнительно шар укреплен специальным седлом, предотвращающим его смещение, и удерживается в нем при помощи кольца. За герметичность и присоединение частей всей конструкции отвечает уплотнитель, фланец и пружины.

Главной деталью устройства является рукоятка, при помощи которой управляют запорным механизмом. Она фиксируется на одном месте прочной гайкой и дополняется стопором, ограничивающим ее ход.

Шаровые

Внутреннее устройство шарового крана

Краны для квартир, домов, офисных помещений и предприятий могут изготавливаться из латуни или никеля. Элементы первого типа отличаются хорошими герметичными свойствами, не доставляют сложностей во время эксплуатации и подходят для водопроводных труб. Их никелевые аналоги могут быть полнопроходными и редуцированными с учетом пропускной способности. Самыми распространенными считаются краны с внешней и внутренней резьбой, приварного, фланцевого и резьбового типа.

Угловые

Угловой газовый кран оснащен входными и выходными патрубками, расположенными под углом в 90 градусов по направлению друг к другу. Такое строение позволяет использовать элемент при монтаже узлов в труднодоступных местах, а также на участках, где требуется проведение изгиба магистрали.

Резьбовые

Резьбовые или муфтовые детали отличаются небольшим диаметром, чаще всего их применяют для бытовых газопроводов. Они соединяются с трубопроводом при помощи соединения в виде резьбы, благодаря которому получили свое название.

Фланцевые

Фланцевые краны предназначены для газопроводов наружного типа с большим диаметром. Соединение в них осуществляется методом фланца с помощью болтов. Такие элементы являются разборными, что дает возможность демонтировать их и затем заново устанавливать на других участках.

Приварные

Элементы с приварной конструкцией тоже используют для наружных газопроводов, диаметр таких кранов колеблется в пределах мм. Они соединяются с трубами при помощи сварки, поэтому в дальнейшем эти участки монтажа будут неразборными. В список плюсов элементов входит оптимальная герметичность и высокий уровень надежности, помимо этого приварная арматура не требует дополнительного обслуживания.

Резьбовой

Приварной

Фланцевый

Угловой

Виды шаровых газовых кранов

Кроме того, что разглядываемая запорная арматура отличается диаметром, различия заключаются в методе монтажа. Значительно чаще в газопроводах применяют следующие виды устройств:

Резьбовые (муфтовые) Имеют маленькой диаметр. В большинстве случаев, эти изделия используют в бытовых газопроводах. Соединение с трубопроводом, как не сложно додуматься из названия, осуществляется при помощи резьбового соединения.
Фланцевые Используются в наружных газопроводах громадного диаметра. Соединение осуществляется фланцевым методом при помощи болтов. Как и резьбовые, эти устройства являются разборными, т.е. их возможно демонтировать и после этого установить на место.
Приварные Как и фланцевые, используются для наружных газопроводов. Их диаметр может составлять от 10 до 70 миллиметров. Соединение с трубопроводом осуществляется при помощи сварки. Соответственно, данный вариант монтажа есть неразборным.К преимуществам таких изделий относится полная герметичность и высокая надежность. Помимо этого, приварная запорная арматура не требует обслуживания, т.е. подтяжки фланцевых соединений.

Совет! Кроме шаровой запорной арматуры, существуют еще пробковые вентили. Но, они владеют меньшей надежностью и долговечностью, исходя из этого в последнее время используются весьма редко.

Отличия от водопроводной арматуры

Кран для водопровода окрашен в красный цвет

Газовый вентиль отличается от водяного крана внешним видом рычага, который имеет желтый цвет вместо красного, а также рядом особенностей конструкции:

  • длинная соединительная резьба;
  • более прочный корпус и запорный механизм;
  • способность выдерживать большое давление;
  • наличие крепких и герметичных колец.

Несмотря на то что газовый стандартный кран стоит дороже, его нельзя заменять водопроводной арматурой, поскольку такая экономия может стать причиной замены основных элементов системы в результате аварии.

Особенности применения

В большинстве случае шаровые краны устанавливают в местах, где используется газовое оборудование, например, на кухне, при этом для каждого источника потребления топлива нужен отдельный вентиль. Запорную арматуру можно использовать для перекрывания потока и для управления им, например, трехходовый кран дает возможность направлять поток из одного трубопровода в следующий.

Кран для стандартной газовой трубы на кухне должен соответствовать особенностям системы и типу оборудования. Чаще всего в таких помещениях устанавливают резьбовые элементы, которые не доставляют проблем при монтаже и на протяжении всего срока эксплуатации.

Виды водопроводных шаровых кранов

Производители предлагают большое разнообразие запорных, регулирующих и смесительных кранов.

По конфигурации корпуса запорные изделия делят на:

Прямые являются самыми популярными в домашнем использовании. Угловые устанавливают в местах, где следует изменить направление потока и предусмотреть его регулирование. Такая надобность в водопроводных коммуникациях возникает при подключении посудомоечной или стиральной машины. В отопительных системах при подключении радиатора к входной трубе. Тройники устанавливают в месте, где требуется отсечь один из потоков или перенаправить поток.

По типу корпуса различают:

  • с цельным корпусом – их нельзя починить в случае поломки;
  • с разборным корпусом – ремонтируемые.

Для домашнего водопровода, если только хозяин не профессиональный сантехник, приобретают цельные краны. Они дешевле. В случае поломки их меняют.

Рекомендуем ознакомиться: Вакуумный клапан для систем канализации

Изделия с подвижным шаром ограничены диаметром в 20 мм. Шар в запорном механизме имеет возможность свободно двигаться. Это обеспечивает дополнительную герметизацию, поскольку шар прижимает к прокладочному материалу сам поток.

По проходимости шаровые краны делят на:

  • Полнопроходные – пропускная способность соответствует трубопроводу.
  • Редуцированные – пропускная способность уменьшена за счет меньшего диаметра отверстия в запорном механизме. Такие краны ставят на отопительные коммуникации под давлением, для смягчения гидроудара.

По способу соединения с трубой различают:

  • Резьбовые. Резьба может быть с обеих сторон одинаковой (наружной, внутренней). Или разной, когда с одной стороны наружная, а с другой внутренняя.
  • Комбинированные – с одной стороны резьба (любая), с другой штуцер.
  • Предназначенные для сварного соединения. Такие в домашней водопроводной системе используют редко.
  • Фланцевые – имеют на концах фланцы, являются магистральным вариантом запорного устройства.

В индивидуальных водопроводах используют преимущественно первый и второй вид шаровых кранов. Резьбовое соединение просто монтировать и можно быстро разобрать в случае необходимости.

По эксплуатационным характеристикам шаровые краны различают:

  • низко и высокотемпературные;
  • для эксплуатации под разным, от 16 до 40 атм., давлением.

Производители предлагают широкий размерный выбор шаровых кранов, от стандартных ½ дюйма, до мм задвижек.

По материалу корпуса различают:

  • стальные;
  • латунные;
  • полимерные – из непластифицированного поливинилхлорида.

Латунные являются наиболее дорогостоящими, но и наиболее надежными. Их срок службы выше, чем у стальных (не подвергаются коррозии в водной среде). Нет ограничений в сфере применения как у пластиковых.

Стальные редко применяют при монтаже домашних коммуникаций. Основная сфера их использования – промышленность.

Полимерные шаровые краны находят широкое применение в монтаже индивидуальных водопроводных систем. Производители предлагают размерный ряд от 20 мм до 63 мм. Срок службы полимерных шаровых кранов по гарантии 15 лет. Они не подвергаются коррозии. Имеют надежный запорный механизм с плавающим шаром. Цанговое соединение позволяет сделать узел разборным.

Рекомендуем ознакомиться: Как правильно закрепить канализационную трубу к стене — виды крепежей и способы монтажа

Обратите внимание! Зона применения полимерных кранов ограничивается холодным водопроводом. Для эксплуатации при высокой температуре запорные устройства из ПВХ не предназначены.

Особенности замены вентиля для газа

Шаровые краны любого типа не застрахованы от поломок, поэтому при обнаружении неисправности элемент необходимо срочно заменить. Лучше доверить эту работу специалистам газовой службы. Новый кран приобретают, ориентируясь на диаметр газопровода, который должен точно ему соответствовать.

До прихода эксперта нужно зажечь газ на плите и перекрыть вентиль, направляя горелку и ожидая ее полного затухания, чтобы дать остаткам топлива выйти из газопровода. После окончания работ специалист должен обязательно протестировать запорную арматуру на предмет утечки и внести информацию о замене элемента в технический паспорт.

Особенности замены газового крана

Непременно каждая запорная арматура может выйти из строя, например, не застрахованы от поломки и газовые краны. При обнаружении неисправности данного устройства, его нужно сразу же заменить.

Сходу направляться заявить, что делать эту работу своими руками не разрещаеться! Но, кое-какие действия все же нужно будет выполнить самостоятельно.

Итак, инструкция по замене данной запорной арматуры выглядит следующим образом:

  • Прежде всего необходимо сказать о проблеме экспертам из газовой работы либо личной организации, которая владеет лицензией на исполнение аналогичных работ.
  • После этого необходимо приобрести новый кран в специализированном магазине. Предварительно нужно измерить диаметр трубопровода, дабы не совершить ошибку при выборе изделия.
  • К приходу экспертов направляться подготовить техпаспорт и контракт на газоснабжение. Технический паспорт нужен для внесения заметки о выполненной работе.
  • После этого нужно зажечь газ на плите и перекрыть центральный вентиль. Горелку направляться покинуть до полного затухания, дабы вышел целый газ из трубопровода.
  • По приходу экспертов необходимо открыть пара окон, дабы создать сквозняк в помещении. Это нужно на случай утечки газа.
  • По окончании исполнения работы направляться совместно со экспертами выполнить диагностику установленной запорной арматуры на предмет утечки.
  • В окончание работы необходимо дать работникам работы технический паспорт и попросить внести в том направлении заметку.

Совет! Выяснить утечку газа возможно при помощи мыльной пены. Ее нужно нанести на места соединения устройства с трубопроводом, и на сам вентиль. В случае если в каком-то месте образуется мыльный шар, значит, запорная арматура пропускает газ.

По окончании окончания работы направляться покинуть окна открытыми еще на мин., что разрешит обеспечить полное проветривание помещения.

Правила эксплуатации

Диэлектрическая муфта необходима для снижения воздействия блуждающих токов

Чтобы шаровой вентиль для бытового газа прослужил максимально долго, в процессе его обслуживания необходимо соблюдать стандартные рекомендации. Элемент предназначен для быстрого перекрытия газового потока внутри трубопровода. Открывать и закрывать его можно только с помощью заводской ручки, для этой цели запрещено использовать какие-либо инструменты.

Конструкция самого крана не предусмотрена для потокового регулирования, элемент имеет только два рабочих положения: открытое и закрытое. Если он будет полуоткрыт, быстрый поток перекачиваемого топлива может спровоцировать деформирование уплотнительных колец, в результате чего кран быстро придет в негодность и его придется менять. Элемент нельзя использовать в средах с загрязнениями, способных привести к механическим повреждениям прокладок. Иногда крепления поворотных ручек ослабевают, в таких случаях нужно подтягивать закрепляющие их винты. При наличии протечек сальниковых уплотнений штоков регулируют гайки, расположенные под ручками крана.

Согласно инструкциям от производителей кранов, любые ремонтные работы, в том числе замену устройства, запрещается проводить самостоятельно при отсутствии необходимых навыков.

Назначение

Определение «шаровой кран» одинаково применимо к водоразборному крану и к вентилю. Эти два типа кранов различают по локации и назначению. Водоразборный является конечной точкой водопровода, вентиль устанавливают между элементами водопровода.

Шаровые краны для водопровода предназначены для полного перекрывания магистрали или для регулирования потока. В запорной арматуре конструкция предусматривает два рабочих положения «закрыто» и открыто», исключая промежуточные. Для уменьшения подачи воды, перенаправления потока или смешения двух потоков используют шаровые краны иной конструкции, которые специально предназначены для этих целей.

Обратите внимание! Эксплуатация запорного шарового крана в полузакрытом положении приводит к его скорой поломке.

Шаровой запорный кран на водопроводные трубы ставят:

  • на каждую ветвь разводки к бытовым приборам (водонагреватель, стиральная, посудомоечная машина);
  • на каждую линию водопровода, ведущую к раковине, ванной, душевой кабине;
  • на индивидуальный отвод от основной магистрали водопровода (на ввод водопровода в квартиру или дом).

Схема монтажа внутридомового водопровода с установкой запорного устройства на каждый участок разводки несколько удорожает и усложняет монтаж коммуникаций, но в долгосрочной перспективе более выгодна. В случае прорыва трубы, выхода из строя какого-либо бытового прибора шаровой кран позволяет быстро перекрыть подачу воды на проблемный участок. При этом у жильцов остается возможность пользоваться водопроводом.

Водоразборный шаровой кран устанавливают на холодную или горячую воду отдельно, а также это распространенный вариант смесителя. Шаровой смеситель — это кран, который открывают и закрывают не вращением барашка, а рычагом, поворачивая его влево-вправо для регулировки температуры и вверх-вниз для управления силой потока.

Обратите внимание! Регулирующий шаровой вентиль для водопровода можно поставить для экономии расхода воды на отвод, например, на кухонную раковину. Здесь он будет совмещать все функции: уменьшение потока, полное перекрытие, свободный поток.

Находят применение шаровые краны в классических индивидуальных отопительных системах, при устройстве теплого пола. Запорная арматура позволяет отсекать от основной системы отдельные радиаторы, регулируя таким образом температуру в помещении. В случае поломки радиатора это позволяет не останавливать работу отопления для ремонта.

Рекомендуем ознакомиться: Трубы напорные для коммуникаций из полиэтилена — характеристики и сфера использования

Выбор запорной арматуры для отопительной системы ограничен определенными требованиями к температуре и внутреннему давлению. Не каждый шаровой кран по своим эксплуатационным характеристикам для этого подойдет.

Производители бытовых газовых кранов

При выборе запорной арматуры нужно обращать внимание на все детали и приобретать только качественные изделия от известных производителей. Лучше всего себя зарекомендовали изделия итальянских компаний FIV, Valtec и Bugatti. Также хорошим качеством отличаются устройства немецких брендов Dungs и Profactor, польских марок Broen Ballomax и Efar, а также российского концерна LD.

Не рекомендуется экономить и отдавать предпочтение китайским производителям, поскольку такая арматура не соответствует международным стандартам и требованиям.

 

Какой кран лучше — Задвижка — Вентиль — Шаровой

отличие газового крана от водяного

Как отличить газовый кран от водяного

Устройство и установка запорного шарового крана

 

Устройство и особенности шарового крана для газа

Шаровый кран для газа

Кран для бытового газа может использоваться для внутренних систем и для наружных магистралей, чаще всего применяют элементы с диаметром от 2 до 12 дюймов. Шаровые механизмы необходимы для полного перекрывания или открытия газового потока, их главная особенность заключается в запорной конструкции. Она имеет форму шара со специальным сквозным отверстием, которое соответствует диаметру трубопровода. При необходимости перекрыть подачу топлива кран поворачивают на 90 градусов так, чтобы он был расположен перпендикулярно трубе.

Процесс управления деталью осуществляется с помощью рычага, дополненного герметичными кольцами. У шаровых кранов много преимуществ, в их числе хорошая герметичность и высокие изоляционные свойства. Современные краны имеют небольшой вес за счет применения специальных металлов и сплавов, отличаются повышенной надежностью и могут эксплуатироваться на протяжении 10 лет без возникновения неисправностей.

Устройство и установка запорного шарового крана

Шаровой кран – универсальное запорное устройство, применяемое для перекрытия движения рабочей среды в бытовых и промышленных трубопроводах. Благодаря простой и надежной конструкции этот вид арматуры получил широкое распространения в водопроводных и газовых сетях, системах отопления и транспортных магистралях.

Устройство запорного шарового крана

Шаровой кран состоит из корпуса, чаще всего выполняемого из латуни, нержавеющей, легированной или углеродистой стали. Корпус может состоять из двух частей, соединенных между собой при помощи резьбового соединения, герметика, сварки или комбинации этих методов. В корпус помещен сферический затвор, герметичность которого достигается при помощи уплотнительных седел из фторопласта или синтетического каучука. В затворе имеется сквозное отверстие, предназначенное для прохода среды. Затвор соединен с поворотной рукояткой или редуктором, который открывает или закрывает кран.

Устройство запорного шарового крана не предполагает промежуточных положений затвора – он может быть либо открыт, либо закрыт. Поворот запорного элемента менее чем на 90 градусов может привести к преждевременному износу и порче устройства. При выборе шарового крана следует иметь в виду, что диаметр отверстия в шаре может быть равен диаметру трубопровода – такая запорная арматура называется полнопроходной. Редуцированные или стандартнопроходные краны имеют меньший диаметр отверстия – при их использовании происходит некоторая потеря напора рабочей среды.

Преимущества шаровых кранов:

• Малые габариты; • Высокая надежность; • Отсутствие участков застоя рабочей среды; • Малый ход затвора, возможность быстрого перекрытия магистрали. Недостатки шаровых кранов: • Составная конструкция корпуса – в случае ненадежного соединения двух частей возможны протечки; • При использовании рукоятки рычажного типа необходимо дополнительное пространство для ее поворота; • В трубопроводах с горячей водой шаровой затвор может «прикипеть», если кран долго остается в открытом или закрытом положении.

В промышленных системах нередко используются краны в цельносварном корпусе. Надежность таких изделий во многом зависит от качества сварного шва в местах соединения элементов корпуса. Отдельные производители предлагают шаровые краны в цельном корпусе оригинальной конструкции. Ось затвора в таких устройствах расположен под углом к направлению движения рабочей среды.

Установка запорного шарового крана

Прежде чем приступать к установке крана, необходимо определиться с типом присоединения его к трубопроводу. Производители предлагают запорные шаровые краны с муфтовым/резьбовым или фланцевым соединением, а также устройства под приварку.

Фланцевое крепление крана чаще применяется в промышленных магистралях, которые допускают частичную разборку трубопровода при монтаже запорного устройства. Такую арматуру проще менять и обслуживать.

Кран под сварку используется в магистралях с повышенными требованиями к герметичности соединения. Установка запорного шарового крана под приварку требует особого внимания к качеству сварного шва, поскольку от этого зависит способность соединения выдерживать высокую нагрузку.

При выборе крана в первую очередь необходимо учитывать тип рабочей среды, ее температуру и давление. Определив ключевые параметры эксплуатации запорного устройства, можно выбрать посадочные размеры соединений, их тип, пропускную способность затвора, а также материал корпуса и вид привода.

Виды газовых кранов

Устройство шарового крана

Существуют различные краны шаровые для бытового газа, отличающиеся друг от друга по конструкции и внешнему виду. Все изделия состоят из стандартного набора деталей:

  • корпусная часть из стали, латуни или никеля;
  • отрезок для подсоединения трубы;
  • горловая часть для штока;
  • соединительный шток, обеспечивающий связь между подвижным механизмом и рукояткой;
  • запорный шар для перекрывания газа.

Дополнительно шар укреплен специальным седлом, предотвращающим его смещение, и удерживается в нем при помощи кольца. За герметичность и присоединение частей всей конструкции отвечает уплотнитель, фланец и пружины.

Главной деталью устройства является рукоятка, при помощи которой управляют запорным механизмом. Она фиксируется на одном месте прочной гайкой и дополняется стопором, ограничивающим ее ход.

Шаровые

Внутреннее устройство шарового крана

Краны для квартир, домов, офисных помещений и предприятий могут изготавливаться из латуни или никеля. Элементы первого типа отличаются хорошими герметичными свойствами, не доставляют сложностей во время эксплуатации и подходят для водопроводных труб. Их никелевые аналоги могут быть полнопроходными и редуцированными с учетом пропускной способности. Самыми распространенными считаются краны с внешней и внутренней резьбой, приварного, фланцевого и резьбового типа.

Угловые

Угловой газовый кран оснащен входными и выходными патрубками, расположенными под углом в 90 градусов по направлению друг к другу. Такое строение позволяет использовать элемент при монтаже узлов в труднодоступных местах, а также на участках, где требуется проведение изгиба магистрали.

Резьбовые

Резьбовые или муфтовые детали отличаются небольшим диаметром, чаще всего их применяют для бытовых газопроводов. Они соединяются с трубопроводом при помощи соединения в виде резьбы, благодаря которому получили свое название.

Фланцевые

Фланцевые краны предназначены для газопроводов наружного типа с большим диаметром. Соединение в них осуществляется методом фланца с помощью болтов. Такие элементы являются разборными, что дает возможность демонтировать их и затем заново устанавливать на других участках.

Приварные

Элементы с приварной конструкцией тоже используют для наружных газопроводов, диаметр таких кранов колеблется в пределах мм. Они соединяются с трубами при помощи сварки, поэтому в дальнейшем эти участки монтажа будут неразборными. В список плюсов элементов входит оптимальная герметичность и высокий уровень надежности, помимо этого приварная арматура не требует дополнительного обслуживания.

Резьбовой


Приварной

Фланцевый

Угловой

Техническое описание

Первое, что следует рассмотреть, так это устройство шарового крана.

Строение

Конструкция газового шарового крана

Обозначение на рисунке Название
1 Корпусная часть. Чаще всего встречается из латуни или стали.
2 Патрубок подключения. Может иметь резьбовое или приварное соединение.
3 Горловая часть. Пропускает через себя шток.
4 Соединительный шток. Связывает между собой рукоять и шар.
5 Шайба ограничения.
6 Запорный шар. Непосредственно осуществляет закрытие и открытие прохода.
7 Седло. Позиционирует шар в нужном месте.
8 Кольцевая опора. Держит седло.
9 Пружина.
10 Кольцевое уплотнение.
11 Кольцо.
12 Фланец.
13 Рукоятка.
14 Уплотнение седла.
15 Фиксирующая гайка. Удерживает рукоятку.
16 Стопор.

Принцип работы

Стальной полый шар

Наиболее важной и основной деталью рассматриваемого газового крана является запорный шар, который имеет сквозное отверстие равное диаметру соединительного патрубка и соединён с рукояткой переключения штоком.

Инструкция функционирования такого механизма элементарна:

  • Человек лёгким движением руки поворачивает рукоятку на 90 градусов.
  • Шток передаёт данное движение шару.
  • Стенка меняется на отверстие, создавая свободный проход.

Совет: не рекомендуется устанавливать ручку в полуоткрытое положение, так как это значительно увеличивает износ конструкции.

Достоинства

Шаровой газовый кран КШГ из стали

Шаровая запорная арматура для газопровода имеет целую совокупность положительных сторон:

  • Относительно низкая цена. Достигается благодаря простоте конструкции, исключающей использование дорогостоящих компонентов.
  • Малый вес. Не утяжеляет трубопровод, что позволяет ограничиваться стандартными креплениями для труб.

Обычное крепление для газопровода

  • Высокая надёжность. При изготовлении применяются только материалы высокой прочности.

Совет: рекомендуется выбирать материал крана в зависимости от условий среды, в которой вы планируете его использовать. Так, например, латунные модели отлично справятся с коррозийными процессами, а стальные – выдержат более мощные механические нагрузки.

Надёжный латунный корпус газового шарового крана неподвластен коррозийным процессам

  • Высокая скорость и простота эксплуатации своими руками. Достаточно выполнить короткий поворот ручки, чтобы изменить положение из «открыто» в «закрыто» и наоборот.
  • Отсутствие необходимости в техническом обслуживании. Такую запорную арматуру можно без опасений устанавливать в труднодоступных местах.
  • Высокая герметичность перекрытия потока. Закрытое положение крана гарантирует полную герметизацию газопровода.
  • Возможность монтажа даже под водой. При этом абсолютно исключено проникновение жидкости внутрь системы.
  • Маленькие размеры. Позволяют не выделяться изделию на фоне самой трубы и упрощают его монтаж, который легко выполняют человека.

Запорный кран шарового типа на газовой трубе

  • Привлекательный внешний вид. Единственная выделяющаяся деталь – это рукоятка, которая может быть выполнена в виде бабочки или вытянутого рычага. В любом случае технический узел смотрится вполне эстетично.
  • Простота установки. Возможно как резьбовое, так и сварное соединение.

Технические данные

Кран с ручкой-бабочкой и условным проходом 15 мм

Разберём параметры классической модели для установки на домашнем газопроводе:

Параметр Значение
Сечение 1,5 см или ½ дюйма
Количество витков на резьбовом соединении
Показатель герметичности Класс А
Выдерживаемое давление Не менее 6 МПа
Допустимая температура От до + градусов Цельсия
Материал корпуса Латунь марки ЛС
Тип рукояти Бабочка
Колер рукояти Жёлтый в соответствии с правилами обозначения газопровода
Материал прокладки Фторопласт
Резьбовое соединение под манометр G ½ / G ½
Типы резьбовых соединений Внутренняя-наружная и внутренняя-внутренняя
Высота изделия 5,8 см
Длина с учётом рукояти 6,7 см
Длина корпусной части 6,7 см
Внешний диаметр 3,3 см

Возможные разновидности

Следует также отметить, что шаровые газовые краны могут различаться между собой по некоторым особенностям, а именно:

  • По возможности выполнения ремонта. Бывают разборные и цельносварные образцы.

Совет: если вы выполняете установку крана в труднодоступном месте, то лучше остановить свой выбор на цельносварном изделии с приварным соединительным патрубком. Так вы добьётесь максимальной герметичности, которая необходима с условием трудновыполнимого технического обслуживания в дальнейшем.

  • По проходу. Запорная арматура шарового типа может быть полнопроходной и неполнопроходной.

Кроме этого существуют модели, имеющие электропривод, позволяющий автоматизировать процесс его закрытия и открытия.

Отличия от водопроводной арматуры

Кран для водопровода окрашен в красный цвет

Газовый вентиль отличается от водяного крана внешним видом рычага, который имеет желтый цвет вместо красного, а также рядом особенностей конструкции:

  • длинная соединительная резьба;
  • более прочный корпус и запорный механизм;
  • способность выдерживать большое давление;
  • наличие крепких и герметичных колец.

Несмотря на то что газовый стандартный кран стоит дороже, его нельзя заменять водопроводной арматурой, поскольку такая экономия может стать причиной замены основных элементов системы в результате аварии.

Классификация газовых кранов

Еще с детства нас учили, что с газом шутить нельзя. Да и сейчас любой школьник знает, телефон газовой службы: В школе с раннего детства объясняют, куда звонить, если в доме слышен запах газа.

Трубы, вентили и другие составляющие материалы для подачи газа должны отличаться особым качеством. Эти элементы конструкций должны служить человеку не менее десяти лет, причем их следует периодически проверять, а в случае надобности заменять.

Однако осуществлять покупку газового оборудования придется самому хозяину помещения. Выбрать его не составит труда, если изучить, каким требованиям оно должно соответствовать. Так, основные характеристики газовых кранов практически все сводятся к надежности вентилей. Размеры зависят от диаметра трубы. Именно поэтому диаметры газовых кранов должны совпадать с размером трубы.

Чаще всего – это 24, 27 мм. Производители выпускают газовые вентили и клапаны, размер резьбы газовых кранов может быть трех типов. Если смотреть маркировку изделия, то там в обязательном порядке по ГОСТу должна быть указана следующая информация: вид изделия и тип крана

По принципу действия

Далее рассмотрим, какими бывают виды газовых вентилей. Если судить по принципу действия, то их можно поделить на пробковые и шаровые.

Пробковые газовые краны – их принцип действия основан на работе пробкового механизма. Принцип достаточно прост: достаточно повернуть ручку крана и пробка тоже повернется внутри корпуса. А там пустотелая конструкция, благодаря этому газ может спокойно проходить внутри корпуса через трубу к месту назначения.

Когда же ручку крана поворачивают назад, то там уже будет закрытое пространство и потому газ уже не пройдет через препятствие. Единственное, что корпус крана и пробка должны герметично прилегать друг к другу. Роль герметика выполняет сальник крана.

Шаровые газовые краны несколько отличаются от пробковых тем, что внутри находится шар, который и играет роль запорной системы. Если шар повернуть в одну сторону, то через отверстие в нем пройдет газ, таким образом, кран откроется. Если же в другую сторону, то закрытая поверхность не пропустит потоки газа. Обычно такой шарик делают металлическим. Причем материал применяют прочный.

Служит изделие длительное время и особого ухода за шаровым краном не нужно, в отличие от пробкового, который требуется периодически обслуживать. Шаровые конструкции на рынках появились не так уж и давно, но пользуются особой популярностью, ведь у них есть свои достоинства. В частности – невысокая стоимость изделия, простота в применении, прочность и надежность, длительный срок службы.

Так же эти краны могут эксплуатироваться при низких и высоких температурах, точнее в пределах от до +75 градусов Цельсия. Вот потому специалисты и советуют применять именно такие газовые краны в бытовых целях.

По методу соединения с трубами

Если смотреть по методу соединения кранов с трубами, то их можно поделить на следующие виды:

  • краны с резьбовым соединением – их с трубой соединяют прокручивая до полного контакта. Чтобы газ не травил, применяют специальные прокладки;
  • краны с фланцевым креплением – соединяют специальными фланцами, которые представляют собой металлические диски, а вот их крепят уже болтами;
  • краны с приварным методом соединения – такие запорные механизмы попросту устанавливают сварочным аппаратом, без каких либо резьб и фланцевых вспомогательных дисков и болтов.

Краны первых двух методов крепления (резьбовые и фланцевые) можно применять многоразово , их можно снимать с труб, затем крепить обратно. А вот приварные механизмы используются лишь один раз, повторное применение невозможно.

По материалу изделия

При покупке газового крана в обязательном порядке необходимо обращать внимание и на материал изделия. Это важная составляющая, ведь чем прочнее материал, из которого производят запорные механизмы, тем длительнее его срок службы. А для газовых труб краны должны быть самыми качественными.

Именно по сырью, из которого изготовляют краны, они и получили свои названия. Латунные краны, пожалуй, самые распространенные изделия на рынке.

Правда, имеются и некоторые недостатки у этих конструкций. Если вам понадобится кран для подводки газа к плите, котлу, то да, вы найдете таковые краны из данного материала. Для труб маленького диаметра существует небольшой выбор изделий, и то не для всех. Еще латунь реагирует на высокие температуры. Если нагреть изделие выше °С, то пользоваться после этого им уже будет невозможно. Также латунь не применяют в нефтехимической промышленности.

Кроме того, многие производители в последнее время в целях экономии латунь заменяют на хрупкий силумин и не всегда предупреждают об этом, потому покупателю следует внимательно относиться к продукции, выбирая ее в тех точках, где нет сертификации изделий. Силуминовые краны при ремонте могут пропускать газ из-за микротрещин, это недопустимо и небезопасно.

В СССР чаще других использовали чугунные газовые краны. Качество этих изделий было на высоте, но сейчас производители перестали изготавливать их, ведь данная отрасль не стоит на месте, а развивается. Появляются новые виды стали, которые не так дорого стоят, как чугун, а имеют свойства схожие с ним. Потому и не делают уже чугунные механизмы для контроля подачи газа.

Сейчас кроме латунных изделий часто встречаются:

  • Углеродистые вентили – у них огромное разнообразие диаметров, но их чаще всего используют для воды, они не подходят для подачи даже слабоагрессивных сред. Также, если температура минус сорок, то материал теряет свои свойства, не пригоден к применению.
  • Легированные краны – довольно-таки схожи с углеродистыми по типу применения, единственное их отличие, что они выдерживают температуру до – 60 °С.
  • Нержавеющие краны – чаще применяют на больших производствах. Они отличаются стойкостью к разным температурным перепадам, не боятся агрессивных сред, не ржавеют.

Особенности применения

В большинстве случае шаровые краны устанавливают в местах, где используется газовое оборудование, например, на кухне, при этом для каждого источника потребления топлива нужен отдельный вентиль. Запорную арматуру можно использовать для перекрывания потока и для управления им, например, трехходовый кран дает возможность направлять поток из одного трубопровода в следующий.

Кран для стандартной газовой трубы на кухне должен соответствовать особенностям системы и типу оборудования. Чаще всего в таких помещениях устанавливают резьбовые элементы, которые не доставляют проблем при монтаже и на протяжении всего срока эксплуатации.

Особенности

Итак, в газопроводах в последнее время используют особые шаровые краны. Эти устройства предназначены для полного перекрытия либо открытия газового потока. Особенность этих устройств содержится в запорном механизме, который сделан в форме шара со сквозным отверстием. Причем, отверстие по диаметру сходится с диаметром трубопровода (см.кроме этого статью «Где и как используется кран большого давления»).

Для перекрытия потока шар поворачивается так, дабы отверстие размешалось перпендикулярно трубопроводу, т.е. его необходимо развернуть на 90 градусов. Управление запорным механизмом осуществляется при помощи рычага. Герметичность же снабжают кольца, выполненные из мягких и прочных материалов.

Отличия от водопроводной арматуры

Нужно заявить, что внешнее отличие газового крана от водяного содержится в том, что рычаг имеет желтый цвет, а не красный.

Конструкционных же отличий намного больше:

  • Владеют более прочным корпусом, который выполнен из особенных сортов стали либо латуни с повышенным содержанием меди.
  • Имеют более долгую соединительную резьбу.
  • Запорный механизм выполнен из очень прочного хромированного либо никелированного материала.
  • Шток выполнен из особо прочного полимерного материала.
  • Данные краны способны выдерживать большее давление, чем водопроводные.
  • Уплотнительные кольца более прочные и снабжают лучшую герметичность.

Обратите внимание! Не обращая внимания на то, что цена газовых кранов более высокая, их нельзя заменить водопроводной арматурой, поскольку экономия может обойтись весьма дорого. А вот применять газовую запорную арматуру вместо водопроводного не не разрещаеться.

В целом, все чем отличается кран для газа от водопроводной запорной арматуры – это повышенный уровень герметичности. Остальные моменты не так серьёзны в бытовых газопроводах. Исходя из этого в принципе, любой кран, соответствующий классу герметичности «А», может использоваться для газопровода.

Особенности применения

В большинстве случаев, запорную арматуру для газовых трубопроводов устанавливают на кухне, т.е. там, где употребляется газовое оборудование. Причем, для каждого источника потребления устанавливается отдельный вентиль.

К примеру, в зданиях и квартирах, где установлены газовые плиты и колонки либо котлы, устанавливаю раздельно газовые краны для плит и для других устройств. Помимо этого, обычно устанавливают один неспециализированный вентиль на входе, который разрешает всецело перекрыть подачу газа.

Нужно заявить, что запорную арматуру используют не только для перекрытия потока, но и для управления им, к примеру, газовый трехходовой кран разрешает перенаправлять поток из одного трубопровода в другой. Действительно, в быту такие устройства не употребляются.

Совет! При реализации газообеспечения дома баллонным газом, неспециализированную запорную арматуру возможно не устанавливать, поскольку на баллон постоянно монтируется вентиль, разрешающий перекрывать газ.

Особенности замены вентиля для газа

Шаровые краны любого типа не застрахованы от поломок, поэтому при обнаружении неисправности элемент необходимо срочно заменить. Лучше доверить эту работу специалистам газовой службы. Новый кран приобретают, ориентируясь на диаметр газопровода, который должен точно ему соответствовать.

До прихода эксперта нужно зажечь газ на плите и перекрыть вентиль, направляя горелку и ожидая ее полного затухания, чтобы дать остаткам топлива выйти из газопровода. После окончания работ специалист должен обязательно протестировать запорную арматуру на предмет утечки и внести информацию о замене элемента в технический паспорт.

Правила эксплуатации

Диэлектрическая муфта необходима для снижения воздействия блуждающих токов

Чтобы шаровой вентиль для бытового газа прослужил максимально долго, в процессе его обслуживания необходимо соблюдать стандартные рекомендации. Элемент предназначен для быстрого перекрытия газового потока внутри трубопровода. Открывать и закрывать его можно только с помощью заводской ручки, для этой цели запрещено использовать какие-либо инструменты.

Конструкция самого крана не предусмотрена для потокового регулирования, элемент имеет только два рабочих положения: открытое и закрытое. Если он будет полуоткрыт, быстрый поток перекачиваемого топлива может спровоцировать деформирование уплотнительных колец, в результате чего кран быстро придет в негодность и его придется менять. Элемент нельзя использовать в средах с загрязнениями, способных привести к механическим повреждениям прокладок. Иногда крепления поворотных ручек ослабевают, в таких случаях нужно подтягивать закрепляющие их винты. При наличии протечек сальниковых уплотнений штоков регулируют гайки, расположенные под ручками крана.

Согласно инструкциям от производителей кранов, любые ремонтные работы, в том числе замену устройства, запрещается проводить самостоятельно при отсутствии необходимых навыков.

Шаровые краны.

Запорные равнопроходные краны с шаровым затвором производства фирмы “Грове” (Италия) выпускаются от Ду 50 до Ду, исключая Ду80 Ду, на условные давления 64 и 75 кгс/см2.

На условное давление 64 кгс/см2 выпускаются краны Ду, Ду и Ду

На условное давление 75 кгс/см2 выпускаются краны от Ду 50 до ДУ

Модификации кранов рассчитаны на работу в следующих диапазонах температур окружающего воздуха: от до +С; от до +С; от до +С.

Краны выпускаются с концами под приварку и фланцевые, в подземном исполнении и надземном, с одним боковым разъемом (тип В-4) и двумя боковыми разъемами (тип В-5).

Все краны, исключая краны Ду,имеют систему гидропневматического и ручного (при помощи ручного масляного насоса) управления.

Краны Ду и Ду имеют дополнительно устройство автоматического закрытия.

Краны Ду имеют червячный привод со штурвалом и могут устанавливаться в любом положении, остальные краны устанавливаются только вертикально на горизонтальных участках газопроводов с отклонением шпинделя от вертикали не более

Краны типа В-4 выпускаются в малом количестве ДУ50, ДУ80 И ДУ

Наибольшее распространение на отечественных магистральных газопроводах получили краны типа В

Конструкция кранов типа В Общий вид крана типа В-5представлен на рис

Кран состоит из корпуса с шаровым затвором, сервомотора и системы гидропневматического и ручного управления.

Тип крана-с пробкой в опорах, с плавающими седлами.

Седла постоянно прижатые, неповоротные, с мягким уплотнением, сборные, без смазки.

Корпус крана (рис.7)

выполнен из низколегированной стали, имеет два вертикальных боковых разъема, боковой части соединяются с центральной при помощи шпилек. Герметичность соединения центральной части корпуса с боковыми достигается установкой между ними тороидальных колец из фторосиликоновой резины.

В боковых частях корпуса имеются гнезда для седел. Каждое седло состоит из внутреннего и наружного дисков, соединенных между собой замковым кольцом. Со стороны пробки в торцевой части каждого седла между внутренним и наружными дисками имеется кольцевой паз, в который уложено выступающее наружу уплотнительное кольцо из синтетического материала “Гровекс”.

В торцевой части седла со стороны боковины корпуса в сверлениях внутреннего диска по всему периметру установлены витые пружины, которые одним концом упираются в торец седла, а другим- в торец боковой части. За счет упругости пружин обеспечивается постоянное прижатие седел к сферической пробке. Герметичность пары “седло-корпус” достигается установкой между ними уплотнительного тороидального кольца.

Сферическая пробка выполнена из низколегированной стали заодно с верхней и нижней полуосями, наружная ее поверхность хромирована. Пробка имеет цилиндрическое отверстие, равное по диаметру газопровода, и жестко закреплена в корпусе двумя опорными плитами, которые в свою очередь закреплены с помощью штифтов в боковинах корпуса.

Соосность отверстия пробки и корпуса регулируется с помощью установки регулирующих шайб между пробкой и нижней опорной плитой. Полуосями пробка непосредственно входит в отверстия, просверленные в опорных плитах. Между ними установлены антифрикционные втулки (подшипники скольжения).Через нижнюю опорную плиту вес пробки передается на боковые части корпуса. Между пробкой и нижней опорной плитой установлена антифрикционная шайба.

В нижней центральной части корпуса имеется отверстие, к которому подсоединяется трубка для дренажа влаги и конденсата из полости шарового затвора, в верхней центральной части имеется отверстие для декомпрессионного винта. Вверху боковых частей корпуса кранов ДуДу имеется по одному отверстию для отбора силового газа. У кранов ДУ и ДУ, поставляемых с устройством АЗК, имеются дополнительные отверстия (по одному с каждой стороны) для отбора импульсного газа гидропневматического управления и АЗК.

Вверху центральной части корпуса имеется отверстие, через которое осуществляется при помощи штифтов соединение шпинделя с верхней полуосью пробки. Уплотнение шпинделя осуществляется при помощи специальной втулки и трех уплотнительных тороидальных колец из синтетического материала “Гровекс”.

В конструкциях кранов, предназначенных для работы при температурах окружающего воздуха до С, осуществляется дополнительная набивка уплотнительной смазки в пространство между верхним и средним уплотнительными кольцами при помощи специального штуцера, вворачиваемого в отверстие во втулке уплотнений после удаления заглушки. Проверка герметичности уплотнения осуществляется частичным вывертыванием заглушки.

Замена уплотнительных колец шпинделя производится на кране в закрытом положении после сброса давления из полости шарового затвора, снижения давления в газопроводе до 10 кгс/см2 и демонтажа сервомотора с колонной. Втулка уплотнений шпинделя крепится к корпусу крана болтами, между втулкой и корпусом устанавливается уплотнительное резиновое кольцо. Поверх втулки устанавливается на приваренные к корпусу штифты и крепится болтами монтажный фланец, имеющий внутри кольцевую полость.

Полый удлинитель соединяется со шпинделем при помощи цельнометаллической шпонки, закрепленной на шпинделе штифтом. Колонна удлинителя шпинделя крепится ответным фланцем к монтажному фланцу корпуса крана шпильками через прокладку. В кольцевой полости монтажного фланца перед установкой колонны монтируется на шпинделе и фиксируется посредством шпонки упорная муфта, имеющая один или два выреза в виде сектора (с углом ).

При повороте шпинделя вместе с ним вращается упорная муфта. Для ограничения поворота шпинделя (пробки) в тело монтажного фланца ввернуты один или два ограничительных болта, в которые поочередно обоими выступами упирается упорная муфта. При вращении по часовой стрелке осуществляется закрытие крана, против часовой стрелки открытие крана.

Благодаря упорной муфте и ограничительному болту можно производить регулировку хода поршней сервомотора и проверять точность установки шарового затвора в крайние положения.

К верхнему ответному фланцу колонны шпильками крепится сервомотор. Сервомотор устанавливается на удлинитель шпинделя втулкой и соединяется с ним при помощи разрезной шпонки.

В верхнем торце удлинителя имеется продольный паз, с помощью которого осуществляется зацепление вала коробки конечных выключателей, имеющей вверху указатель поворота пробки крана.

Сервомотор (рис.8)

состоит из кулисного механизма, заключенного в герметичный корпус, и гидроцилиндров двойного действия, количество которых зависит от диаметра крана.

Силовые гидроцилиндры (левые и правые) крепятся шпильками к корпусу кулисного механизма соосно с обеих сторон. Каждый гидроцилиндр (рис.9) состоит из передней и задней крышек, корпуса и поршня со штоком. В переднюю крышку ввернут винт-ограничитель хода поршня, закрытый спереди крышкой. В крышках гидроцилиндра имеются отверстия для подачи масла в полости. В отверстия ввернуты штуцеры для подсоединения маслопроводов. В корпусе гидроцилиндра вверху имеется заглушенные пробками отверстия для спуска воздуха.

Поршень надевается на шток и крепится на нем гайкой. Между корпусом и крышками, штоком и поршнем установлены уплотнительные торообразные кольца из фторосиликоновой резины. уплотнение поршня состоит из поршневых тефлоновых колец (узкого и широкого).

Между задней крышкой и штоком установлены: тефлоновая антифрикционная втулка, регулирующая шайба, уплотнительные кольца из фторосиликоновой резины и тефлона, противоэкструзионное и стопорное кольца.

КУЛИСНЫЙ МЕХАНИЗМ.

Запорные краны с шаровым затвором в начале открытия и закрытия требуют максимального крутящего момента. Во время начала закрытия крутящий момент больше по величине чем при открытии.

Кинематика кулисного механизма позволяет создать за счет переменной длины рычага теоретический крутящий момент, который в начале и в конце хода в два раза больше, чем в середине. На практике эффективный крутящий момент (с учетом КПД) несколько меньше теоретического.

Максимальный крутящий момент в начале и конце маневрирования особенно важен при работе кранов в условиях низких (отрицательных) температур окружающего воздуха, наличие влаги в газе и адгезии уплотнительных элементов поршней.

Кулисный механизм.

Кулисный механизм, размещенный в герметичном корпусе, состоит из втулки, к которой приварены рычаги с прорезями, колодки с пальцами, к которой крепятся штоки, и направляющих.

Корпус кулисного механизма сварной, прямоугольного сечения. Нижней частью корпуса соединяется с краном или колонной удлинителя шпинделя. В ней сделаны отверстия с резьбой, в которые ввертываются шпильки при монтаже сервомотора, и отверстие под втулку кулисного механизма.

В боковых стенках корпуса имеются отверстия с резьбой под шпильки для крепления гидроцилиндров, а также отверстия для штоков и направляющих. В сервомоторах с одним гидроцилиндром в боковой стенке установлен винт-ограничитель хода поршня, в торец которого непосредственно упирается колодка кулисного механизма в конце хода поршня.

Крышка кулисного механизма крепится к нему болтами.

Втулка кулисного механизма жестко закреплена в крышке и основании корпуса с помощью антифрикционных втулок. На торцевых поверхностях рычагов приклеены антифрикционные пластинки скольжения, по которым при повороте перемещаются башмаки колодки с пальцами.

Колодка имеет на торцевых поверхностях горизонтальные отверстия с резьбой для крепления штоков, вертикальное отверстие для установки пальцев и горизонтальное боковое отверстие, которым она скользит по направляющей. Направляющая воспринимает радиальную составляющую усилия кулисы и разгружает шток от работы на изгиб. На пальцы с обеих сторон надеваются и фиксируются стопорными кольцами башмаки, поворот которых возможен благодаря установке между ними и пальцами антифрикционных втулок.

Непосредственно на крышке кулисного механизма соосно с его втулкой или на кронштейне крепится коробочка конечных выключателей, которая через валик входит в зацепление с удлинителем шпинделя при помощи продольного паза на его торце.

Конструкция (материалы и детали) всех подвижных частей кулисного механизма обеспечивает получение высокого механического КПД, надлежащих условий смазки и максимального срока службы рабочих поверхностей. Все уплотнительные кольца из фторосиликоновой резины имеют тефлоновое покрытие.

СИСТЕМА ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

позволяет осуществлять дистанционное и местное (гидропневматическое и ручное) виды управления краном.

Диапазон рабочих давлений системы кгс/см2.

Краны Ду и Ду дополнительно оборудованы устройством автоматического закрытия крана при разрыве газопровода.

Для осуществления дистанционного упралления необходимо выполнить все электроподсоединения между клеммной коробкой, коробкой конечных выключателей, соленоидами электропневмоклапанов и щитом дистанционного управления.

На щите дистанционного управления устанавливаются дополнительно две кнопки для подачи напряжения питания к соленоидам электропневмоклапанов и две лампочки для сигнализации об открытом и закрытом положениях крана.

Электропневматические трехходовые клапаны нормально закрытого типа, взрывобезопасного исполнения могут открыватся как дистанционно, так и с помощью специального рычага.

Когда электропневмоклапан закрыт, полость гидробаллона сообщается с атмосферой.

При подаче напряжения на обмотку электромагнита или нажатия на рычаг происходит разобщение полости гидробаллона с атмосферой и подача силового газа.

Номинальное напряжение питания соленоидаВ;

Потребляемый ток-1А;

МощностьВТ;

Диаметр проходного сечения пневмоклапана-5мм.

Диапазон рабочих давленийкгс/см2

При дистанционном управлении рукоятка шестиходового распределителя ШР-1должна быть установлена в положение “Дистанционное управление”, а запорные краны на линиях отбора силового газа В-1,2-должны быть полностью открыты.

Нажатием на кнопку с надписью ”Закрыть кран” подается напряжение питания на соленоид электропневмоклапана ЭКЧерез некоторое время размыкаются контакты конечного выключателя на открытие крана и гаснет лампочка ”Кран открыт”. Кнопка остается в нажатом состоянии, пока не замкнутся контакты конечного выключателя на закрытие крана и не загорится лампочка с надписью”Кран закрыт”.

Дистанционное открытие крана присходит аналогичным образом.

Если давление газа больше 10 кгс/см2 кран управляется гидропневматически, в противном случае краном необходимо управлять вручную. при помощи ручного масляного насоса.

ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАНОМ.

Для закрытия крана гидропневматически необходимо установить рукоятку шестиходового распределителя в положение “Дистанционное управление” и полностью открыть запорные краны В-1,2 на линиях отбора силового газа. Сняв боковую крышку блока электропневмоклапанов, рычаг электропневмоклапана с надписью ”Закрыть кран” необходимо поднять вверх.

Газ из газопровода через запорные краны В-1,2,обратный клапан ОК-1 фильтр-осушитель Ф-1 и электропневмоклапан на закрытие ЭК-1 поступает в гидробаллон. Под давлением газа масло из гидробаллона Г-2 подается в полости гидроцилиндров сервомотора на закрытие. При достижении значения крутящего момента сервомотора, равного моменту сопротивления крана, пробка крана приходит в движение. Процесс закрытия крана можно проследить по указателю поворота пробки крана, который имеется на верхней крышке коробки конечных выключателей.

Рычаг электропневмоклапана ЭК-1 необходимо держать в поднятом положении до тех пор, пока риска на валике коробки конечных выключателей не совместится с риской “Закрыто” на ее крышке. Затем рычаг электропневмоклапана ЭК-1 следует отпустить. Под действием возвратной пружины клапан автоматически закрывается и соединяет полость гидробаллона Г-1 с атмосферой, осуществляя сброс газа и снижение давления. После этих операций система гидропневматического управления вновь готова к работе. Время сброса давления газа мин.

Гидропневматическое открытие происходит аналогично закрытию крана.

После окончания операций по гидропневматическому управлению краном необходимо вновь установить герметичную боковую крышку на блок электропневмоклапанов.

Обратный клапан ОК-3 и свеча блока электропневмоклапанов служат для сброса давления газа из гидробаллонов в атмосферу при дистанционном управлении. После окончания сброса давления из гидробаллонов обратный клапан ОК-3 герметично закрывается и отсекает полость блока электропневмоклапанов от атмосферы, исключая возможность коррозии поверхностей электропневмоклапанов.

Регуляторы времени маневрирования крана Р-1,2 служат для автоматического поддержания постоянного времени маневрирования независимо от давления газа в газопроводе при дистанционном, гидропневматическом и автоматическом видах управления.

Производители бытовых газовых кранов

При выборе запорной арматуры нужно обращать внимание на все детали и приобретать только качественные изделия от известных производителей. Лучше всего себя зарекомендовали изделия итальянских компаний FIV, Valtec и Bugatti. Также хорошим качеством отличаются устройства немецких брендов Dungs и Profactor, польских марок Broen Ballomax и Efar, а также российского концерна LD.

Не рекомендуется экономить и отдавать предпочтение китайским производителям, поскольку такая арматура не соответствует международным стандартам и требованиям.

 

Комментировать
0
1 730 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Adblock
detector